Противодействие экстремизму

Методические рекомендации

Методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»

Методические рекомендации по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде

Экстремизм и терроризм как противоправные формы поведения в обществе

Экстремизм и терроризм – проблемы, злободневные для современного общества. Приверженцы крайних взглядов и мер, радикальных способов решения проблем разжигают национальную рознь, религиозную вражду. Эти явления угрожают не только нравственным и духовным устоям общества, но и жизни людей, целостности нашего государства.
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально- политических проблем современного общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
Под влиянием социальных, политических, экономических и иных факторов в молодёжной среде, наиболее подверженной деструктивному влиянию, легче формируются радикальные взгляды и убеждения. Таким образом, юные граждане могут пополнить ряды экстремистских и
террористических организаций, которые стремятся использовать молодёжь в своих политических интересах.
Для успешной организации работы по противодействию вовлечения обучающихся в экстремистские и террористические организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодёжной среде:
▪    изменение ценностных ориентаций в обществе в целом и в
молодёжной среде в частности, обострение социальной напряжённости в молодёжной среде (проблемы уровня и качества образования, социального неравенства, снижения авторитета правоохранительных органов);
▪    индивидуально-психологические особенности детей и подростков
(повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);
▪    эмоциональные особенности   детей   и   подростков   (состояние
психического напряжения);
▪    снижение социальной и политической активности молодёжи;
▪    наличие незаконного оборота средств совершения экстремистских акций (некоторые молодёжные экстремистские организации в противоправных целях занимаются изготовлением и хранением взрывных устройств, обучают обращению с огнестрельным и холодным оружием и т. п.);
▪    массовое распространение и доступность для детей и подростков
алкоголя и наркотиков;
▪    разлагающее влияние средств массовой информации, которые рассказывают о насилии и преступности;
▪    использование сети Интернет в противоправных целях (всемирная
паутина обеспечивает радикальным общественным организациям доступ к широкой аудитории и пропагандистской деятельности, возможность размещения подробной информации о своих целях и задачах, времени и месте встреч, планируемых акциях).
Исследователи экстремизма как противоправной формы поведения выделяют такие особенности экстремизма в молодёжной среде:
1.    Экстремизм чаще всего проявляется в системах и ситуациях, характеризующихся отсутствием действующих нормативов, установок, ориентирующих на законопослушность, консенсус с государственными институтами.
2.    Экстремизм проявляется чаще в тех обществах и группах, где проявляется низкий уровень самоуважения или же условия способствуют игнорированию прав личности.
3.    Данный феномен характерен для общностей не столько с так называемым низким уровнем культуры, сколько с культурой разорванной, деформированной.
4.    Экстремизм соответствует обществам и группам, принявшим идеологию насилия и проповедующим нравственную неразборчивость, особенно в средствах достижения целей.
По направленности экстремистской активности выделяют такие типы молодёжного экстремизма:
▪    Экстремизм в сфере межэтнических отношений, в основе которого
лежат националистические, фашистские идеи и содержанием которого является конфликт между представителями разных национальностей. Направленность проявления экстремистской активности может осуществляться как от титульной нации по отношению к периферийной, так и наоборот.
▪    Религиозный экстремизм, в основе которого лежит конфликт между
представителями разных конфессий, религий, религиозных направлений, проживающих на одной территории. Идеологически экстремистские проявления могут обосновываться «отступлением от догматов», «священной войной с неверными», «сектантством религиозного течения и т. д.
▪    Политический экстремизм, который направлен против сложившейся
политической системы государства, её представителей или против политических оппонентов. В основе политического экстремизма могут лежать как социально-экономические идеи (борьба с олигархами, богатыми и т. п.), так и популярные в молодёжной среде идеи смены «старой» элиты.
▪    Социальный экстремизм, который базируется на конфликте разных
социальных групп и ориентирован на искоренение и уничтожение отдельных сообществ.
▪    Экстремизм в сфере молодёжных субкультур. В основе данного вида
поведения лежит конфликт между представителями разнообразных молодёжных субкультур, являющихся носителями противоположных ценностей, типов, моделей поведения и мировосприятия. Кроме того, к данному типу может относиться и экстремистская активность по отношению к традиционной культуре, распространённой в обществе. Однако необходимо подчеркнуть, что следует чётко отличать тенденции экстремального поведения в молодёжной среде, обусловленные психофизиологическими и социальными особенностями подростков и молодёжи, и являющиеся в целом нормальными для данной возрастной категории, и экстремистские действия в рамках
существующего законодательства, законодательства, заключение о наличии и отсутствии которых в поведении граждан может делать только суд.
Одним из инструментов шантажа, в том числе политического, правительств одной или сразу нескольких стран является терроризм. Террористический шантаж применяется в целях вымогательства у правительств каких-то уступок, преимуществ. В применении шантажа как способа вымогательства все террористы одинаковы. Разными могут быть мотивы действий, которые провозглашают лидеры разных террористических организаций и групп:
▪    националистические;
▪    религиозные;
▪    сепаратистские террористы;
▪    террористы-антиглобалисты и другие.
Одним из общественных институтов, способных сегодня противодействовать распространению идеологии экстремизма и терроризма среди детей, подростков и молодёжи является образовательная организация.

Основные аспекты организации работы по профилактике терроризма и экстремизма в образовательной среде

Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что-то готов говорить и делать.
Сократ
Спасись сам – и вокруг тебя спасутся тысячи.
Древнеримская пословица

В виду специфики своей деятельности образовательные организации обладают большим потенциалом в формировании ценностных ориентиров населения, воспитании полноценной личности и профилактике негативны общественных явлений. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых – уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности, изучение других людей, понимание их, интерес к ним, акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах.
Следует помнить, что толерантность не противоречит патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям.
Условиями эффективной профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде являются:
✓    организация    ранней    профилактики    экстремизма    и    терроризма,    её
системность и целенаправленность;
✓    сочетание индивидуальных форм работы и комплексного подхода к проведению воспитательных и профилактических мер;
✓    непрерывность процесса профилактической деятельности;
✓    направленность на всех участников образовательного процесса.
Важной задачей в организации профилактики экстремистских и террористических проявлений среди обучающихся и молодёжи является обучение специалистов эффективным формам профилактики экстремизма и терроризма в образовательной среде. Возможными формами работы в данном направлении могут стать семинары-практикумы, тренинги, лекции для педагогов по темам:
▪    «Об использовании методических рекомендаций по профилактике
терроризма и экстремизма в образовательной среде»;
▪    «Психология агрессивного поведения подростков»;
▪    «Программы профилактики подросткового неблагополучия»;
▪    «Современные технологии формирования культуры мира и согласия в рамках социального проектирования»;
▪    «Основы этнопсихологии»;
▪    «Принципы    и    методы    межкультурного    воспитания    учащейся молодёжи»;
▪    «Межкультурная коммуникация»;
▪    «Социальная    адаптация    школьников    в    условиях    полиэтнической образовательной среды»;
▪    «Формирование положительного психологического климата в классном
коллективе (коллективе группы)»;
▪    «Толерантный учитель – толерантный ученик»;
▪    «Правила бесконфликтного общения».
Результативными являются разнообразные формы обмена опытом специалистов в сфере профилактики экстремистских и террористических проявлений среди несовершеннолетних: круглые столы, конференции, дебаты.
При организации работы по профилактике молодёжного экстремизма и терроризма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:
1.    Вся молодёжь, проживающая на территории Донецкой Народной Республики. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение
жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищённости, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.
2.    Молодёжь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодёжь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодёжной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской и террористической активности. К таким категориям могут быть отнесены:
•    дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, из семей с
низким социально-экономическим статусом, имеющих склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
•    «золотая молодёжь», склонная к безнаказанности, вседозволенности,
экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
•    дети,    подростки,    молодёжь,    имеющие    склонность    к    агрессии,
силовому    методу    решения    проблем    и    споров,    с    неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
•    носители    молодёжных    субкультур,    участники    неформальных
объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
•    члены    экстремистских    политических,    религиозных    организаций, движений, сект.
Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской и террористической активности, является возраст от 14 до 22 лет. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием найти свою группу, поиском собственной идентичности. В социальном плане молодые люди в этом возрасте рискуют оказаться в позиции маргиналов, когда их взгляды на происходящее в обществе ещё не установились, а поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).
В этой связи основные действия по снижению экстремистских и террористических проявлений в молодёжной среде должны быть нацелены на:
•    оптимизацию    социальной    среды,    в    которой    находятся    молодые
граждане Донецкой Народной Республики, создание в ней пространства для конструктивного    взаимодействия,    стимулирования    у    детей,    подростков    и
молодёжи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
•    создание    условий     для     снижения     агрессии,     напряжённости,
экстремистской активности в среде детей, подростков и молодёжи;
•    создание    условий    для    воспитания    успешной,    толерантной, патриотичной, социально ответственной личности;
•    создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации
личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом;
•    развитие    конструктивной    социальной    активности    подростков    и
молодёжи;
•    развитие    просоциальных    молодёжных    субкультур,    общественных объединений, движений, групп;
•    разработку    системы    психокоррекционной    работы,    нацеленной    на
профилактику немотивированной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур;
•    создание альтернативных форм реализации экстремального потенциала
молодёжи.
Исходя из поставленных целей, можно выделить такие направления противодействия экстремизму в образовательной среде:
▪    проведение классных   часов   с   целью   освоения   обучающимися
общечеловеческих норм нравственности и поведения; рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на коллегиях, педагогических советах, советах профилактики, классных собраниях;
▪    организация факультативных   занятий   и   кружков   по   изучению
законодательства в сфере противодействия экстремизму и терроризму;
▪    введение в компонент общеобразовательной организации факультативных дисциплин, курсов по выбору, направленных на ознакомление детей, подростков и молодёжи с особенностями национальной культуры, обычаями, традициями, фольклором, образом жизни предков с целью сохранения самобытности каждого народа в эпоху массовой глобализации и профилактики проявлений ксенофобии и экстремизма;
▪    организация и проведение элективных курсов, факультативов, кружков
по проблемам правового воспитания; проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формированиязаконопослушного    поведения    обучающихся    с    привлечением    родительской общественности, правоохранительных органов;
▪    введение    в    образовательные    программы    основ    межнационального
общения и интернационального воспитания;
▪    проведение    родительских    собраний    по    проблеме    формирования законопослушного поведения обучающихся;
▪    проведение    научных    конференций,    семинаров,    круглых    столов    по вопросам межнациональных отношений;
▪    развитие    и    поддержка    молодёжных    общественных    объединений,
направленных на патриотическое воспитание молодого поколения;
▪    привлечение детей и учащейся молодёжи к изучению истории родного края, краеведению посредством проектной деятельности;
▪    формирование системы воспитательной работы с детьми, подростками
и молодёжью по месту жительства через создание организованных площадок для развивающего досуга молодёжи;
▪    развитие клубных форм работы, основанных на идеях неформальных
отношений, демократизма, самоуправления и самоорганизации;
▪    координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении родительских собраний, педагогических советов, классных часов в образовательных организациях;
▪    оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении;
▪    организация индивидуальных встреч обучающихся и их родителей с
социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.
Тематические уроки, факультативные занятия, занятия кружков, просветительские беседы, классные часы, массовые внеклассные и внешкольные мероприятия по профилактике преступлений экстремистского и террористического характера позволяют решать следующие задачи:
✓    формирование у обучающихся знаний о сущности экстремистской и
террористической деятельности;
✓    формирование у обучающихся знаний об ответственности за совершение преступлений экстремистского и террористического характера1;

1 Ответственность за убийство (статья 106 Уголовного кодекса Донецкой Народной Республики), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 113),
✓    развитие у обучающихся умений и навыков правильных действий при поступлении угрозы террористических актов (предвидеть возникновение опасностей в любом месте и в любое время, избегать опасных ситуаций, не рисковать без нужды, выбирать из возможных вариантов наиболее безопасного пути или способа действий, в критической ситуации не паниковать, не пугаться, не опускать руки, действовать активно, защищая свою жизнь, свои законные права и имущество).
В рамках воспитательной работы по профилактике экстремизма и терроризма среди обучающихся предлагаем следующие формы работы:
▪    тренировочные   занятия    «Безопасность    и    защита    человека    в
чрезвычайных ситуациях» (тренировки по эвакуации детей и сотрудников из здания образовательной организации при чрезвычайных ситуациях);
▪    проведение социологического исследования оценки уровня социально-
политической толерантности молодёжной среды в образовательной организации;
▪    мониторинг   по    определению    уровня    взаимоотношений    среди
обучающихся в классном коллективе (коллективе группы);
▪    проведение инструктажей с обучающимися по противодействию экстремизму и терроризму;
▪    распространение тематических памяток и методических инструкций;
▪    организация в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности обучающихся;
▪    использование педагогами образовательных организаций современных
активных форм обучения и воспитания (тренингов, круглых столов, диспутов, деловых и ролевых игр, уроков дружбы, уроков толерантности, флешмобов, уроков-дискуссий, деловых и ролевых игр, практикумов, уроков-праздников, уроков-виртуальных экскурсий по стране или эпохе, КВН по материалам фольклора, уроков-концертов с использованием фольклорных традиций, обрядов, конкурсов творческих работ) с применением потенциала технологий социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности;
▪    организация «открытой кафедры» – диалога-дискуссии подростков,
педагогов и родителей;

похищение человека (статья 127), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (часть вторая статьи 179), хулиганство при отягчающих обстоятельства (часть вторая статьи 242) заведомо ложное сообщение об акте терроризма (статья № 236), вандализм (статья 243), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (статья 267), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (статья 311) наступает с 14-летнего возраста (статья 19).
 
▪    организация участия обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций муниципального, республиканского, международного уровня, направленных на формирование гражданско- правового сознания обучающихся;
▪    создание   стендов    антиэкстремистской    и    антитеррористической
направленности;
▪    создание страницы на сайте образовательной организации, выпуск школьной газеты, размещение специальных информационных стендов по профилактике и противодействию терроризму и экстремизму, вопросам личной безопасности обучающихся;
▪    комплектование фондов   библиотек   образовательных   организаций
литературой и периодическими изданиями, содействующими гармонизации национальных, конфессиональных отношений и профилактике экстремизма;
▪    подготовка   библиотеками    образовательных    организаций    циклов
выставок, посвящённых роли и месту различных культур и религий в становлении и развитии Донецкой Народной Республики;
▪    привлечение к работе с детьми и молодёжью органов правопорядка;
▪    привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений, по профилактике терроризма и экстремизма в молодёжной среде;
▪    проведение опросов, анкетирования обучающихся и их родителей по
основам правовых знаний, законопослушного поведения в рамках профилактики и противодействия терроризму и экстремизму;
▪    организация встреч с психологами;
▪    проведение    тренингов,    круглых    столов,    экскурсий,    тематических вечеров, спортивных мероприятий и т. д.;
▪    регулярный    анализ    состояния    подростковой    безнадзорности    и    её
последствий, оценка эффективности системы профилактики;
▪    своевременное выявление семей, попавших в сложные жизненные обстоятельства, информирование о них государственной службы по делам семьи и детей; выявление несовершеннолетних, нуждающихся в социальной профилактике и реабилитации;
▪    активное   и    целенаправленное    использование    подростковых    и
юношеских объединений по интересам как институтов ресоциализации социально дезадаптированных подростков;
▪    разработка специфических форм и средств приобщения девиантных подростков к активному, полезному, развивающему досугу, вовлечения в социально значимую деятельность, включая производственный труд;
▪    повышение роли детских и молодёжных общественных объединений в
жизни общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования;
▪    создание клубов интернациональной дружбы;
▪    широкая    апробация    различных    форм    работы    с    неформальными объединениями подростков;
▪    систематизация    и    обоснование    целесообразных    форм    и    методов
социально-педагогической коррекции условий семейного воспитания, семейного образа жизни функционально несостоятельных, не справляющихся с задачами воспитания семей, включая различные формы семейного отдыха, психологическое консультирование, психолого-педагогическое просвещение родителей.
При изучении таких учебных предметов, как обществознание, начальная военная и медико-санитарная подготовка, уроки гражданственности Донбасса следует использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания обучающихся. Курсы литературы и истории помогут обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов, на то, как они обогатили культуру Донецкой Народной Республики и какой внесли вклад в развитие нашей страны. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств, как чувство патриотизма, гражданственность, ответственность за жизнь своей страны, сохранность её духовного и культурного наследия, толерантность, терпимость к проявлению индивидуальности другими людьми, уважение права других людей иметь разные точки зрения, способность самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера, умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия, осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.
Эффективность предлагаемых форм воспитательной работы повышается благодаря включению обучающихся в свободную дискуссию. При этом важно, чтобы дети и подростки на момент её проведения обладали определённым запасом представлений и понятий по теме, так что целесообразно заранее предложить им задание по поиску информации о сущности терроризма и экстремизма.

Методические рекомендации

Комплексный план противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2024-2028 годы

Методические рекомендации

Во исполнение письма Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики т 10.12.2024 года № 06-06.2/55414-24, с целью улучшения профилактической работы по безопасности жизнедеятельности участников образовательного процесса в дошкольном учреждении была проведена тренировка по действиям сотрудников учреждения в случае совершения террористического акта.

Cписок экстремистских материалов

Линия помощи «Дети Онлайн»

Всероссийская Линия помощи «Дети Онлайн»

Линия помощи «Дети Онлайн» — это единственная в России уникальная служба телефонного и онлайн-консультирования, которая оказывает психологическую и информационную поддержку детям и подросткам, столкнувшимся с различными проблемами в Интернете.
Линия помощи «Дети Онлайн» была создана в 2009 году в рамках Года Безопасного Интернета в России при поддержке Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Целевая аудитория — дети, подростки, родители и работники образовательных и воспитательных учреждений.
На Линии помощи «Дети Онлайн» работают профессиональные эксперты — психологи Фонда Развития Интернет и выпускники факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова.
Сотрудниками Линии помощи разработаны технологии и методы оказания психологической и информационной помощи по проблемам безопасного использования Интернета; разработана программа подготовки специалистов службы онлайн-консультирования; создан информационный портал www.detionline.com, где круглосуточно ведется прием электронных обращений; создана база учета и обработки поступающих обращений; проводится регулярная супервизия сотрудников для повышения качества работы.
В условиях дефицита объективных данных Линия помощи остаётся одним из немногих надёжных и достоверных источников информации о спектре онлайн-угроз и их эволюции, а также о влиянии информационных технологий на здоровье и развитие детей и подростков. Количество обращений на Линию помощи растёт от года к год. Это свидетельствует о том, что такая служба сегодня востребована обществом, и в дальнейшем эта потребность будет только возрастать.
Служба Линия помощи «Дети Онлайн» была включена в базу единого федерального номера телефона доверия для детей, подростков и их родителей.
Линию помощи «Дети Онлайн» поддерживала Группа компаний МТС и ОАО МГТС.

Безопасный Интернет

Информационная безопасность детей в сети Интернет

Дети каждый день все больше и больше времени проводят в Интернете, используя навыки, которым они быстро обучаются у своих сверстников. Дети используют интерактивные средства для игры, общения, написания блогов в Интернете, прослушивания музыки, размещения собственных фотографий и поиска других людей для общения в интерактивном режиме. Поскольку существует реальное несоответствие между грамотностью в отношении информационных средств между детьми и взрослыми, большинство взрослых мало знают о том, что делают их дети в Интернете или как они это делают. Виртуальный мир может как предложить детям возможности, так и расставить ловушки. Использование электронных, цифровых и интерактивных информационных средств оказывает значительное положительное воздействие на развитие детей: это увлекательно, это обучает и социализирует. Однако это также несет потенциальную возможность вреда для детей и сообществ, в зависимости от того, как осуществляется использование.

По результатам социологических исследований 88% четырёхлетних детей выходят в сеть вместе с родителями. В 8-9-летнем возрасте дети всё чаще выходят в сеть самостоятельно. К 14 годам совместное, семейное пользование сетью сохраняется лишь для 7% подростков. Больше половины пользователей сети в возрасте до 14 лет просматривают сайты с нежелательным содержимым. 39% детей посещают порносайты, 19% наблюдают сцены насилия, 16% увлекаются азартными играми. Наркотическими веществами и алкоголем интересуются 14% детей, а экстремистские и националистические ресурсы посещают 11% несовершеннолетних пользователей. Исследования показали, что 90% детей сталкивались в сети с порнографией, а 65% искали ее целенаправленно. При этом 44% несовершеннолетних пользователей Интернета хотя бы раз подвергались в сети сексуальным домогательствам. Помимо социальных сетей, среди несовершеннолетних популярны следующие виды и формы онлайн-развлечений: сетевые игры; просмотр и скачивание фильмов, клипов, аудиофайлов, программ; обмен файлами.

Основные риски действия Интернет-угроз.

Электронная безопасность

Риски, связанные с электронной безопасностью, относятся к различной кибердеятельности, которая включает в себя: разглашение персональной информации, выход в сеть с домашнего компьютера  с низким уровнем защиты (риск подвергнуться вирусной атаке), онлайн-мошенничество и спам.

 Вредоносные программы

Вредоносные программы - это программы, негативно воздействующие на работу компьютера. К ним относятся вирусы, программы-шпионы, нежелательное рекламное программное обеспечение и различные формы вредоносных кодов.

 Спам

Спам - это нежелательные электронные письма, содержащие рекламные материалы. Спам дорого обходится для получателя, так как пользователь тратит на получение большего количества писем свое время и оплаченный интернет-трафик. Также нежелательная почта может содержать, в виде самозапускающихся вложений, вредоносные программы.

 Кибермошенничество

Кибермошенничество - это один из видов киберпреступлений, целью которого является обман пользователей. Хищение конфиденциальных данных может привести к тому, что хакер незаконно получает доступ и каким-либо образом использует личную информацию пользователя, с целью получить материальную прибыль. Есть несколько видов кибермошенничества: нигерийские письма, фишинг, вишинг и фарминг.

 Коммуникационные риски

Коммуникационные риски связаны с межличностными отношениями интернет-пользователей и включают в себя контакты педофилов с детьми и киберпреследования.

 Контентные риски

Контентные риски связаны с потреблением информации, которая публикуется в интернете и включает в себя незаконный и непредназначенный для детей (неподобающий) контент.

 Неподобающий контент

В зависимости от культуры, законодательства, менталитета и узаконенного возраста согласия в стране определяется группа материалов, считающихся неподобающими. Неподобающий контент включает в себя материалы, содержащие: насилие, эротику и порнографию, нецензурную лексику, информацию, разжигающую расовую ненависть, пропаганду анорексии и булимии, суицида, азартных игр и наркотических веществ.

 Незаконный контакт

Незаконный контакт - это общение между взрослым и ребенком, при котором взрослый пытается установить более близкие отношения для сексуальной эксплуатации ребенка.

 Киберпреследования

Киберпреследование - это преследование человека сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, сексуальные домогательства с помощью интернет-коммуникаций. Также,  киберпреследование может принимать такие формы, как обмен информацией, контактами или изображениями, запугивание, подражание, хулиганство (интернет-троллинг) и социальное бойкотирование.

Бесконтрольное распространение нежелательного контента противоречит целям образования и воспитания молодежи.

Отказываться от благ информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ детей к Интернету может привести к:

  • Киберзависимости
  • Заражению вредоносными программами при скачивании файлов
  • Нарушению нормального развития ребенка
  • Неправильному формированию нравственных ценностей
  • Знакомству с человеком с недобрыми намерениями

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию.

 Кто в ответе за наших детей в интернете?

Безопасность детей одна из главных задач цивилизованного общества, поэтому обеспечивать безопасность детей в Интернете должны все, кто причастен к этому обществу. И так по порядку:

  1. Правительство.Должны быть законы, которые смогли бы оградить детей от вредной информации в Интернете. Так в России все школы обязали установить программы контентной фильтрации в классах информатики.
  1. Поисковики.Многие поисковые сервисы такие как Yandex, Ramler имеют в своем арсенале большое количество настроек, помогающих родителям оградить детей от нежелательного контента в Интернете. А так же есть поисковые системы, предназначенные специально для детей.
  1. Семья.Конечно же ни кто так сильно не отвечает за безопасность детей в Интернете, как сами родители. Ведь только родители могут полностью контролировать своих детей.
  1. Образовательные учреждения. Защита детей от информационных угроз и рисков Интернет-ресурсов связана с формированием медиа-грамотности. В образовательных учреждениях данная задача может решаться педагогами с использованием различных форм медиа-образования.

 К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;

6) содержащая нецензурную брань;

7) содержащая информацию порнографического характера.

На сайте «Дети онлайн» http://detionline.com/helpline/about/ родители и педагоги могут найти рекомендации, которые помогут вам обеспечить медиабезопасность  детей в сетях Интернет и мобильной (сотовой) связи.

         Также значимой является совместная работа с родителями по формированию у них базовых знаний, связанных с правилами безопасного пользования Интернет-ресурсами.

Выделим ключевые рекомендации, которые могут помочь родителям в решении проблемы безопасного пользования Интернет-ресурсами.

 Как защитить ребенка от нежелательного контента в Интернете

  • Приучите ребенка советоваться со взрослыми и немедленно сообщать о появлении нежелательной информации подобного рода;
  • Объясните детям, что далеко не все, что они могут прочесть или увидеть в Интернете – правда. Приучите их спрашивать о том, в чем они не уверены;
  • Старайтесь спрашивать ребенка об увиденном в Интернете. Зачастую, открыв один сайт, ребенок захочет познакомиться и с другими подобными ресурсами.

 Как научить ребенка быть осторожным при знакомстве с новыми людьми в Интернете

Общение в Интернете может повлечь за собой коммуникационные риски, такие как незаконные контакты (например, груминг), киберпреследования, кибербуллинг и др.

Даже если у большинства пользователей чат-систем (веб-чатов или IRC) добрые намерения, среди них могут быть и злоумышленники. В некоторых случаях они хотят обманом заставить детей выдать личные данные, такие как домашний адрес, телефон, пароли к персональным страницам в Интернете и др. В других случаях они могут оказаться преступниками в поисках жертвы.

Специалисты используют специальный термин «груминг», обозначающий установление дружеских отношений с ребенком с целью вступления в сексуальный контакт. Знакомство чаще всего происходит в чате, на форуме или в социальной сети от имени ровесника ребенка. Общаясь лично («в привате»), злоумышленник входит в доверие к ребенку, пытается узнать личную информацию и договориться о встрече.

 Предупреждение груминга:

  • Будьте в курсе, с кем контактирует в Интернете ваш ребенок, старайтесь регулярно проверять список контактов своих детей, чтобы убедиться, что они лично знают всех, с кем они общаются;
  • Объясните ребенку, что нельзя разглашать в Интернете информацию личного характера (номер телефона, домашний адрес, название/номер школы и т.д.), а также пересылать интернет-знакомым свои фотографии;
  • Если ребенок интересуется контактами с людьми намного старше его, следует провести разъяснительную беседу;
  • Не позволяйте Вашему ребенку встречаться с онлайн-знакомыми без Вашего разрешения или в отсутствии взрослого человека. Если ребенок желает встретиться с новым интернет-другом, следует настоять на сопровождении ребенка на эту встречу;
  • Интересуйтесь тем, куда и с кем ходит ваш ребенок.

 Как избежать кибербуллинга

Кибербуллинг — преследование сообщениями, содержащими оскорбления, агрессию, запугивание; хулиганство; социальное бойкотирование с помощью различных интернет-сервисов.

Предупреждение кибербуллинга:

  • Объясните детям, что при общении в Интернете они должны быть дружелюбными с другими пользователями, ни в коем случае не писать грубых слов – читать грубости также неприятно, как и слышать;
  • Научите детей правильно реагировать на обидные слова или действия других пользователей;
  • Объясните детям, что нельзя использовать Сеть для хулиганства, распространения сплетен или угроз;
  • Старайтесь следить за тем, что Ваш ребенок делает в Интернете, а также следите за его настроением после пользования Сетью.

Как научить ребенка быть осторожным в Сети и не стать жертвой интернет-мошенников

Кибермошенничество — один из видов киберпреступления, целью которого является обман пользователей: незаконное получение доступа либо хищение личной информации (номера банковских счетов, паспортные данные, коды, пароли и др.), с целью причинить материальный или иной ущерб

Предупреждение кибермошенничества:

  • Проинформируйте ребенка о самых распространенных методах мошенничества и научите его советоваться со взрослыми перед тем, как воспользоваться теми или иными услугами в Интернете;
  • Установите на свои компьютеры антивирус или, например, персональный брандмауэр. Эти приложения наблюдают за трафиком и могут быть использованы для выполнения множества действий на зараженных системах, наиболее частым из которых является кража конфиденциальных данных.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie